Фундаментальная наука в начале ХХI века: императивы, приоритеты, логика развития

Субетто А.И.Субетто А.И.

президент Ноосферной общественной академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, доктор философских наук, профессор

Subetto, AI

President of the Noosphere Public Academy of Sciences, Honoured Science Worker of the Russian Federation, Doctor of Economics, Doctor of Philosophy, Professor.

Рубрика: Новые парадигмы философии развития

УДК: 165.2

Полный текст статьи

 

Аннотация

Объект. Философско-рефлексивный анализ культуры, ее процессов, парадигмальных изменений в сфере экономики, геополитики, в сфере знаний. Социокультурные изменения как скачок в качестве общественного интеллекта.
Предмет исследования. Процессы становления новой картины мира как «креативного», в контексте «вернадскианской революции» в системе научного мировоззрения и парадигмы неклассичности: неклассической перестройки образования, неклассических установок на формирование общественного интеллекта. Определение принципов неклассического образования как новой социокультурной системы.

Описание принципов фундаментализации знаний, задач формирования холистического знания и познания. Определение путей формирования мировоззрения космопланетарной направленности и интегративности.

Цели. Цель 1: научно-исследовательская программа синтеза единой науки, на основах ноосферной концепции.

Цель 2: отказ от индивидуалистических экзистенций и переход к парадигме кооперационной Истории, как нового типа Бытия человечества, как ноосферный, экологический и духовный социализм.

Цель 3: геокультурный проект развития «Образовательноего общества» - т.е. образовательной революции, где образование является «базисом базиса».

Теоретические положения статьи. В статье утверждается возникновение парадигмы «ноосферной глобализации», опирающейся на принцип сохранения разнообразия культур, локальных цивилизаций, этносов, социально-государственных образовании. Основанием глобализации становится процесс перехода к социально-экономическому бытию на основе доминирования закона кооперации над законом конкуренции. Ведущим приоритетом становится опережающее развитие науки и фундаментальности высшего образования, реализация императивов перехода к всеобщему высшему образованию и образовательному обществу

Ключевые слова. наука, вернадскианская революция, ноосфера, ноосферизм, ноосферное образование, цивилизация, логика развития. глобализация, кооперация

Список литературы

  1. Субетто А. И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: ПАНИ, 2001; 2003. – 537с.
  2. Барлыбаев Х. А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. – М.: Изд-во Комиссии Государственной Думы по устойчивому развитию, 2001. – 143с.
  3. Кондратьев К. Я., Донченко В. К. Экодинамика и геополитика. Том I. Глобальные проблемы (К. Я. Кондратьев). – СПб.: РФФИ, 1999. – 1032с.
  4. Крапивин В. Ф., Кондратьев К. Я. Глобальные изменения окружающей среды: экоинформатика. – СПб.: ФЭФ, 2002. – 724с.
  5. Субетто А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие – СПб. – М.: Исследоват. центр, 1994. – 168с.
  6. Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К.Маркса о науке будущего. - М.: Мысль, 1985. - 543с.
  7. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: «Наука», СО, 1991 – 304с.
  8. Голубев В. С. Социоэволюционная концепция устойчивого развития (новый естественно-гуманитарный синтез). – М.: АЕН РФ, 1994. – 104с.
  9. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. Под науч. ред. А.И.Субетто. Послесловие А. И. Субетто «Человековедческие основания российского образования и императива его гуманизации, или Неклассическое человековедение». – М. – Новосибирск: Исследоват. центр проблем качества под-ки специалистов, 1997. – 360с.
  10. Григорьев С. И., Субетто А. И. Основы неклассической социологии. / 2-е изд. – М.: РУСАКИ, 2000. – 208с.
  11. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. – СПб.: «Алтейя», 2002, с. 303.
  12. Вопросы системогенетики. Теоретико-методологический альманах/ Гл. ред. А. И. Субетто. – СПб. – В.-Новгород. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. – 270с.
  13. Субетто А. И. Системогенетика и теория циклов. Ч.I-III. В 2-х кн. – М.: Международ. фонд Н. Д. Кондратьева, Исследоват. центр, 1994. – 243с.; 260с.
  14. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой – М.: АГРАФ, 1998. – 480с.
  15. Субетто А. И. Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. – СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. – 360с.
  16. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. – М.: «Альпина» - Изд. Дом, 2001. – 335с.
  17. Чубайс А.Б. Миссия России. Выступление в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете 25 сентября 2003г. // Санкт-Петербургские ведомости. – 2003. – 30 сентября.
  18. Субетто А.И., Иманов Г.М. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2008. – 310с.
  19. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке/ Под ред. А. И. Субетто. – СПб.: ПАНИ, 2003. – 598с.
  20. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. – М.: Наука, 1985. – 327с.
  21. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.
  22. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. – М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993. – 280с.
  23. Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллективная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А. Шамахова.- СПб.: Астерион, 2013. – 414с.

Abstract

Object. Philosophical-reflexive analysis of culture, its processes, paradigmatic changes in the economy, geopolitics, in the field of knowledge, social and cultural changes being a jump as a public intellectual.

Subject of Study. The processes of formation of a new picture of the world as "creative" in the context of the Vernadskian revolution in the system of scientific outlook and paradigm nonclassicality nonclassical restructuring of education, nonclassical setting on the formation of social intelligence. Defining the principles of nonclassical education as a new sociocultural system.

Description of the principles of fundamental nature of knowledge, the tasks of creating a holistic knowledge and cognition. Identifying ways of building up an outlook of cosmoplanet orientation and integrativeness.

Purpose. Objective 1: The research program synthesis of unified science, on the basis of the noospheric concept.

Objective 2: The abandonment of the individualistic existence, and the transition to a cooperative paradigm of History - a new type of human existence as the noosphere, ecological and spiritual socialism.

Objective 3: The geocultural project of developing "Educational society" - ie educational revolution, where education is "basis basis."

The Theoretical Points of the Article. The author stresses the point that a paradigm of "noosphere globalization" on the basis of the principle of preserving different cultures, local civilizations, ethnic groups, social and state structures has arisen. The process of transition to the socioeconomic existence with the law of cooperation prevailing over the law of competition is becoming the base of globalization. The predominant development of science, basic research and higher education, realizing the imperatives of transition to universal higher education and educational society is becoming a top priority

Key words: science, the Vernadskian revolution, noosphere, noospherism, noosphere education, civilization, logic of development, globalization, cooperation.

References

  1. Subetto A. I. Noosferizm. Tom pervyiy. Vvedenie v noosferizm. – SPb.: PANI, 2001; 2003. – 537s.
  2. Barlyibaev H. A. Put chelovechestva: samounichtozhenie ili ustoychivoe razvitie. – M.: Izd-vo Komissii Gosudarstvennoy Dumyi po ustoychivomu razvitiyu, 2001. – 143s.
  3. Kondratev K. Ya., Donchenko V. K. Ekodinamika i geopolitika. Tom I. Globalnyie problemyi (K. Ya. Kondratev). – SPb.: RFFI, 1999. – 1032s.
  4. Krapivin V. F., Kondratev K. Ya. Globalnyie izmeneniya okruzhayuschey sredyi: ekoinformatika. – SPb.: FEF, 2002. – 724s.
  5. Subetto A. I. Sotsiogenetika: sistemogenetika, obschestvennyiy intellekt, obrazovatelnaya genetika i mirovoe razvitie – SPb. – M.: Issledovat. Tsentr, 1994. – 168s.
  6. Kedrov B.M. Klassifikatsiya nauk. Prognoz K.Marksa o nauke buduschego. - M.: Myisl, 1985. - 543s.
  7. Kaznacheev V. P., Spirin E. A. Kosmoplanetarnyiy fenomen cheloveka. Problemyi kompleksnogo izucheniya. – Novosibirsk: «Nauka», SO, 1991 – 304s.
  8.  Golubev V. S. Sotsioevolyutsionnaya kontseptsiya ustoychivogo razvitiya (novyiy estestvenno-gumanitarnyiy sintez). – M.: AEN RF, 1994. – 104s.
  9. Kaznacheev V.P. Problemyi chelovekovedeniya. Pod nauch. Red. A.I.Subetto. Posleslovie A. I. Subetto «Chelovekovedcheskie osnovaniya rossiyskogo obrazovaniya i imperativa ego gumanizatsii, Ili Neklassicheskoe chelovekovedenie». – M. – Novosibirsk: Issledovat. Tsentr problem kach-va pod-ki spets-ov, 1997. – 360s.
  10. Grigorev S. I., Subetto A. I. Osnovyi neklassicheskoy sotsiologii. / 2-e izd. – M.: RUSAKI, 2000. – 208s.
  11. Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Osnovaniya sinergetiki. – SPb.: «Alteyya», 2002, s. 303.
  12. Voprosyi sistemogenetiki. Teoretiko-metodologicheskiy almanah/ Gl. red. A. I. Subetto. – SPb. – V.-Novgorod. – Kostroma: Izd-vo KGU im. N. A. Nekrasova, 2003. – 270s.
  13. Subetto A. I. Sistemogenetika i teoriya tsiklov. Ch.I-III. V 2-h kn. – M.: Mezhdunarod. Fond N. D. Kondrateva, Issledovat. Tsentr, 1994. – 243s. 260s.
  14. Moiseev N. N. Rasstavanie s prostotoy – M.: AGRAF, 1998. – 480s.
  15. Subetto A. I. Kapitalokratiya. Mifyi liberalizma i sudba Rossii. – SPb.: PANI, KGU im. N. A. Nekrasova, 2001. – 360s.
  16. Martin G.-P., Shumann H. Zapadnya globalizatsii. Ataka na protsvetanie i demokratiyu. – M.: «Alpina» - Izd. Dom, 2001. – 335s.
  17. Chubays A.B. Missiya Rossii. Vyistuplenie v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom inzhenerno-ekonomicheskom universitete 25 sentyabrya 2003g. // Sankt-Peterburgskie vedomosti. – 2003. – 30 sentyabrya.
  18. Subetto A.I., Imanov G.M. Obrazovatelnoe obschestvo kak forma realizatsii strategii razvitiya obrazovaniya v XXI veke. – SPb.: Asterion, 2008. – 310s.
  19. Vernadskianskaya revolyutsiya v sisteme nauchnogo mirovozzreniya – poisk noosfernoy modeli buduschego chelovechestva v XXI veke/ Pod red. A. I. Subetto. – SPb.: PANI, 2003. – 598s.
  20. Prigozhin I. Ot suschestvuyuschego k voznikayuschemu: Vremya i slozhnost v fizicheskih naukah. – M.: Nauka, 1985. – 327s.
  21. Vernadskiy V. I. Filosofskie myisli naturalista. – M.: Nauka, 1988. – 520s.
  22. Nalimov V. V. V poiskah inyih smyislov. – M.: Izd. Gruppa «Progress», 1993. – 280s.
  23. Vernadskianskaya revolyutsiya v nauchno-obrazovatelnom prostranstve Rossii: kollektivnaya monografiya/ Pod nauch. Red. A.I.Subetto i V.A.Shamahova.- SPb.: Asterion, 2013. – 414s.