Социокультурный потенциал жителей Сибирских регионов: сравнительный анализ

Игнатьев В.И.Игнатьев В.И.

Доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой социологии Новосибирского государственного технического университета

Ignat'yev, VI

Head of the Chair of Socialogy of Novosibirsk State Engineering University

 

Али Я.В.Али Я.В.

Старший преподаватель кафедры социологии Новосибирского государственного технического университета

Ali, YaV

Senior Lecturer of the Chair of Sociology of Novosibirsk State Engineering University

Рубрика: Социологический анализ сибирского региона: социальное качество

УДК: 316.7

Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Концептуальные основания программы ООН «Индекс развития человеческого потенциала», и модель системы образования в их взаимосвязи.

Предмет исследования.

Теоретическая сторона предмета. Изменение ценностно-нормативной, социокультурной основы оценки качества и уровня образования, в аспекте социальных потребностей, профессиональных перспектив и копмпетентностных харктеристик.

Эмпирическая сторона предмета. Исследование данной проблемы в Сибирском регионе.

Цель. Подтверждение гипотез исследования, проведение интерпретации результатов как профессиональной социологической аргументации по трансформации системы образования из административно-учетной парадигмы управления в социокультурную парадигму, соответствующую современному «информационному обществу», «обществу знания».

Теоретическая и эмпирическая направленность статьи. В статье проводится анализ уровня образования населения РФ, получения образования в Сибирских регионах, возможность получения качественного высшего образования. Констатируется, что обучение в учебных заведениях разных категорий (начальных, средних, высших) перестаёт отображать уровень образования и качество культурного капитала. «Индекс развития человеческого потенциала» социологически операционализируется по «уровню образованности». По «Индексу развития культурного потенциала» сравниваются страны и оцениваются темпы развития государств. Традиционные единицы уровня: дошкольное, школьное (начальное, среднее, среднее профессиональное), вузовское: высшее профессиональное образование. Эти индикаторы индустриальной эпохи, принципиально устарели в постиндустриальном, информационном обществе. Оценки уровня образованности по числу лет обучения уже не отображают культурно-познавательный, социально-профессиональный, копмпетентностный потенциал человека. Происходит стихийная дифференциация оценки качества образования во внутреннем (в среде конкурирующих учебных заведений) и внешнем плане (отбор в социальной, культурной, профессиональной среде). При слабой ориентированности высшего образования на кадровые потребности социума возникают кратные разрывы между вузами по качеству подготовки, растет доля безработных специалистов с высшим образованием. Уровень образования по современным индикаторам культурного потенциала может оставить в полосе социокультурного и экономического отчуждения значительную часть населения. Первые кандидаты на социальную эксклюзию – это квазикультурные типы потребительского общества.

В статье анализируется Сибирский регион. Приоритетное положение занимают такие культурные центры как Новосибирская и Томская области. Исследование это убедительно доказывает. Важным аспектом является не одна лишь система образования, но и ее контекстов - культурная среда. Это система библиотек (разной типологии), их книжные фонды, система дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, специализированные коррекционные учебные заведения, система музеев, выставочных комплексов и др.

Ключевые слова: индекс развития человеческого потенциала, уровень грамотности, уровень образования, уровень образованности, доступность образовательных услуг, люди-потребители, люди-инноваторы

Список литературы

  1. Леонтьев В.В. Букварь для великой державы // В. Леонтьев. Избранные статьи. - СПб: Изд-во газеты «Невское время», 1994.
  2. Луховская О.К. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Тамбов, 2009. – 446 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://dibase.ru/article/02112009_lukhovskayaok/3>[Обращение к документу: 19 июня 2012]
  3. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001 – 2010) / Пер. с англ. под общей редакцией
  4. Лапина Н.И. М.: Издательство «Весь мир», 2011. – 256 с.
  5. Официальный сайт «Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Томской области» Режим доступа: http://tmsk.gks.ru/digital/region13/2007/ОСНОВНЫЕПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.pdf Дата обращения: 4.10.2012
  6. Официальный сайт Новосибстат. Режим доступа: http://www.novosibstat.ru /digital/region4/DocLib/region4_1.htm Дата обращения: 4.10.2012

Abstract

Object. Conceptual foundations of the United Nations "Human Development Index", and the model of the educational system in their relationship.

Subject of Study. Theoretical Aspect of the Subject. Changing values and norms, socio-cultural basis for assessing the quality and level of education, in terms of social needs, professional prospects and competence characteristics.

Empirical Aspect of the Subject. Studying the problem in Siberia.

Purpose. Confirmation of research hypotheses, interpreting the results as a professional sociological argument for transforming the education system of administrative and accounting management paradigm into the socio-cultural paradigm corresponding to modern "information society", "knowledge society".

Theoretical and empirical focus of the article. The educational standards and opportunities of getting good higher education in the Siberian regions are analyzed. It's stressed that teaching in educational establishments of different categories (primary, high, higher) doesn't always reflect the educational standards and quality of cultural capital. "Index оf Human Potential Development" (UN) is sociologically operationalized by the "Level of Education". Countries are compared and the pace of their development is assessed by the "Index of Development оf Cultural Potential". Traditional levels are: pre-school, school (primary, secondary, secondary vocational) education: higher and higher professional education. These indicators of the industrial age, fundamentally outdated in a postindustrial, information society. Assessment of the level of education by the number of years of education does not reflect the cultural-cognitive, socioprofessional, competence potential. There is spontaneous differentiation of quality assessment of education in the internal (in competing educational institutions) and external (selection in the social, cultural, professional environment) environment.

The level of education by the modern cultural indicators capacity can leave a considerable part of the population in the band of sociocultural and economic alienation. The first candidates for social exclusion are quasiculture types of consumer society.

The priority position is occupied by such Siberian cultural centres as the Novosibirsk and the Tomsk Regions. An important aspect is not only the education system, but the cultural environment as well. This includes system of libraries, their book funds, the system of pre-school institutions, those of additional education, special correctional educational establishments, the system of museums, exhibition centres, etc

Key words: Human Development Index (HDI), level of literacy, educational status, scholarship, availability of training services, consumership, innovators

References

  1. Leont'ev, V.V. Bukvar' dlya velikoj derzhavy // V. Leont'ev. Izbrannye stat'i. - SPb: Izd-vo gazety «Nevskoe vremya», 1994.
  2. Luhovskaya, OK. Kul'turnyj potencial kak social'no-ehkonomicheskij resurs nacional'nogo hozyajstva: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora ehkonomicheskih nauk, Tambov, 2009. – 446 s. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: <http://dibase.ru/article/02112009_lukhovskayaok/3>[Obrashchenie k dokumentu: 19 iyunya 2012]
  3. Obzornyj doklad o modernizacii v mire i Kitae (2001 – 2010) / Per. s angl. pod obshchej redakciej
  4. Lapina, NI. M.: Izdatel'stvo «Ves' mir», 2011. – 256 s.
  5. Oficial'nyj sajt «Territorial'nyj organ federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Tomskoj oblasti» Rezhim dostupa: http://tmsk.gks.ru/digital/region13/2007 /OSNOVNYEPOKAZATELI OBRAZOVANIYA.pdf Data obrashcheniya: 4.10.2012
  6. Oficial'nyj sajt Novosibstat. Rezhim dostupa: http://www.novosibstat.ru/digital/region4 /DocLib/region4_1.htm Data obrashcheniya: 4.10.2012