Основные факторы торможения развития ноосферного общества управляемой социоприродной эволюции в Сибири: индивидуально-личностные и организационно-общественные аспекты

Григорьев С.И. Григорьев С.И.

Заместитель генерального директора ОАО «ВЦУЖ», доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Grigor'yev, SI

Deputy Director General of the All-Russia Centre of Living Standard PLC, Corresponding Member of the RAS, Doctor of Sociology, Professor

 

Мискина А.А.

Аспирант факультета социального управления Горно-Алтайского государственного университета

Miskina, AA

Postgraduate at the Faculty of Social Management at Gorno-Altaysk State University

 

Субетто А.И. Субетто А.И.

Президент Ноосферной общественной академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, доктор философских наук, профессор

Subetto, AI

President of the Noosphere Public Academy of Sciences, Honoured Science Worker of the Russian Federation, Doctor of Economics, Doctor of Philosophy, Professor

Рубрика: Социологический анализ сибирского региона: социальное качество

УДК: 316.012

Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Социокультурные процессы: вульгарно-рыночные практики в системе образования, массовая деградация, деморализация населения, девальвации-онные процессы в ценностном пространстве, омассов-ление культуры, снижение духовного, нравственного, интеллектуального потенциала в обществе.

Предмет исследования.  Теоретическая сторона предмета. Анализ социальных и культурных процессов. Кризис социогуманитарного знания (экономоцентризм). Деидеологизация и утрата национальной идеи, культурной Традиции и этнокультурного разнообразия в обществе. Утрата преимуществ советской системы образования. Духовно-культурный кризис. Отсутствие единых концептуальных основ в системе образования и науки. Девальвация доминирующих смыслов жизни и ценностных, смысложизненых ориентаций.

Эмпирическая сторона предмета. Эмпирические исследования процессов: ослабления педагогического и социокультурного потенциала учреждений образования; снижения уровня и качества обучения и воспитания.

Цель. Подтверждение или опровержение гипотез в ходе эмпирических исследований. Формирование основы для теоретических обобщений, составляющих научную новизну и практическую значимость.

Теоретическая и эмпирическая направленность статьи. Статья представляет результаты всероссийского исследования, экспертной оценки основных факторов и условий торможения развития интереса населения России к ноосферной проблематике, специфике этих явлений и процессов в Сибирском федеральном округе. В этой связи специально рассматривается характер экспертных оценок влияния на развитие ноосферного сознания, его торможения российских реформ последнего 20-летия. Данная тематика анализируется на фоне рассмотрения экспертных оценок влияния на ноосферное сознание глобальных, национальных и региональных процессов, общих тенденций эволюции основных форм общественного сознания, в том числе науки, философии, искусства, массовой культуры, обыденного сознания, и др.

Ключевые слова: ноосферное сознание; факторы стимулирования; условия торможения; условия стимулирования; ноосферасоциология; ноосферасоциальная культура; проблемное поле ноосферного развития; ноосферизм; ноосферы культурного витализма

Список литературы

  1. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. – М.: Гардарики, 2006; - 223 с.
  2. Венцов Н.В. Категория «качество жизни» и территориальное планирование // «Стандарты и качество», 2003, №2; - с. 37-44;
  3. Удоденко А.А. Социология региона: показатели и критерии. – Барнаул, 1994; - 157 с.
  4. Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. – Ред. Т.И. Заславская и З.И. Калугина. – Новосибирск. Наука, 2003; - 728 с.
  5. Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибисркой экономико-соцологической школы. Ред. Т.И. Заславская и З.И. Калугина. – Новосибирск. Наука, 1999; - 736 с.
  6. Григорьев С.И., Бондаренко О.М., Даровских О.В. Социальная квалиметрия эффективности модернизации образования в России начала XXI столетия (экспертная оценка решения ключевых проблем развития отечественного образования). – М.: Изд. «Русаки», 2013; - 235 с.
  7. Григорьев С.И. Социальная квалиметрия эффективности либерально-рыночных реформ на фоне оценки благополучия, положения и роли русских в России рубежа XX-XXI веков. Монография. – М.: Изд. «Русаки», 2013; - 87 с.
  8. Социальная и педагогическая эффективность «года учителя» в современной России: контекст обеспечения благополучия коренных народов саны (к итогам всероссийского экспертного опроса). Ред. С.И. Григорьев. – М.: ИСП РАО, 2011; - 48 с.
  9. Григорьев С.И. кризисное развитие социальной педагогики в России на рубеже XX – XXI веков: экспертная оценка состояния и причин. – М.: Изд. МФСПиК, 2012; - 63 с.
  10. Григорьев С.И. Региональные социологические школы в Сибири: тенденции развития во второй половине XX века – начала XXI столетия. Препринт. Барнаул – Новосибирск – Красноярск, 2008; - 27 с.
  11. Педагогический потенциал образовательных учреждений современной России: проблемное поле 2012 года (материалы Всероссийского «круглого стола» образовательной общественности России). Ред. С.И. Григорьев. – М.: Изд. МФСПиК, 2012; - 38 с.
  12. Григорьев С.И. Социологические основы виталистской демографии российского общества начала XXI века. Препринт. – М.: Изд. ОАО «ВЦУЖ», 2011; - 28 с.
  13. Григорьев С.И. Базовые категории виталистской ноосферной социологии начала XXI века. - М.: Изд. «Русаки», 2012; - 43 с.
  14. Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. Ред. В.И. Жуков и С.И. Григорьев. – М.: Изд. РГСУ, 2006; - 462 с.
  15. Григорьев С.И., Марченко Ю.Г. Экологическая культура ноосферной цивилизации: основы сохранения и развития жизненных сил человека и общества в России начала XXI века. Препринт. – М.:. Новосибирск, 2009; - 35 с.
  16. Качество социологического образования: проблемы и решения. Ред. В.И. Добреньков. – М.: Изд. Кн. Дом «Университет», 2007; - 311 с.
  17. Социальная и педагогическая эффективность нацпроекта «Молодежь России». Препринт. Ред. С.И. Григорьев. – М.: Изд. РГСУ, 2010; - 49 с.

Abstract

Object. Sociocultural processes: vulgar market practices in the education system, mass degradation, demoralization of the population, devaluation processes in the value space, inculcating mass culture, reducing spiritual, moral and intellectual potential in society.

Subject of Study. Theoretical Aspect of the Subject. Analysis of the social and cultural processes. Crisis of sociohumanitarian knowledge (economocentrism).  Deideologization and loss of national ideas, cultural traditions, ethnic and cultural diversity in society.  Loss of advantages of the Soviet education system. Spiritual and cultural crisis. Lack of a common conceptual framework in education and science. The devaluation of the dominant meaning of life and values and life orientations.

Empirical Aspect of the Subject. Empirical research processes: weakening pedagogical and sociocultural potential of educational institutions; reducing the level and quality of training and education.

Purpose. Confirmation or denial of hypotheses in the empirical research. Forming the basis for theoretical generalizations that constitute scientific novelty and practical significance.

Theoretical and Empirical Focus of the Article. The article contains the results of the All-Russian research, expert evaluating the principal factors and conditions of braking the development of displaying a keen interest in Noospheric problems by the population in Russia, and specific character of these phenomena and processes in Siberia. In this respect expert estimates of the influent on the development of the Noospheric consciousness, braking the Russian reforms in the past two decades are considered in particular. The problem is analyzed in connection with the expert estimates of the impact of global, national and regional processes on noosphere consciousness, general trends of the evolution of the main forms of social consciousness, science, philosophy, arts, masscult, ordinary consciousness, etc in patricular.

Key words: noospheric consciousness, incentive factors, braking conditions, incentive conditions, noosphere sociology, noosphere social culture, the problem field of noospheric development; noospherism; noosphere cultural vitalism

References

  1. Liga, MB. Kachestvo zhizni kak osnova sotsialnoy bezopasnosti. – M.: Gardariki, 2006; - 223 s.
  2. Ventsov, NV. Kategoriya «kachestvo zhizni» i territorialnoe planirovanie // «Standartyi i kachestvo», 2003, № 2; - s. 37-44;
  3. Udodenko, AA. Sotsiologiya regiona: pokazateli i kriterii. – Barnaul, 1994; - 157 s.
  4. Rossiya, kotoruyu myi obretaem. Issledovaniya Novosibirskoy ekonomiko-sotsiologicheskoy shkolyi. – Red. T.I. Zaslavskaya i Z.I. Kalugina. – Novosibirsk.: Nauka, 2003; - 728 s.
  5. Sotsialnaya traektoriya reformiruemoy Rossii. Issledovaniya Novosibisrkoy ekonomiko-sotsologicheskoy shkolyi. Red. T.I. Zaslavskaya i Z.I. Kalugina. – Novosibirsk.: Nauka, 1999; - 736 s.
  6. Grigorev, SI., Bondarenko, OM., Darovskih, OV. Sotsialnaya kvalimetriya effektivnosti modernizatsii obrazovaniya v Rossii nachala XXI stoletiya (ekspertnaya otsenka resheniya klyuchevyih problem razvitiya otechestvennogo obrazovaniya). – M.: Izd. «Rusaki», 2013; - 235 s.
  7. Grigorev, SI. Sotsialnaya kvalimetriya effektivnosti liberalno-ryinochnyih reform na fone otsenki blagopoluchiya, polozheniya i roli russkih v Rossii rubezha XX-XXI vekov. Monografiya. – M.: Izd. «Rusaki», 2013; - 87 s.
  8. Sotsialnaya i pedagogicheskaya effektivnost «goda uchitelya» v sovremennoy Rossii: kontekst obespecheniya blagopoluchiya korennyih narodov sanyi (k itogam vserossiyskogo ekspertnogo oprosa). Red. S.I. Grigorev. – M.: ISP RAO, 2011; - 48 s.
  9. Grigorev, SI. krizisnoe razvitie sotsialnoy pedagogiki v Rossii na rubezhe XX – XXI vekov: ekspertnaya otsenka sostoyaniya i prichin. – M.: Izd. MFSPiK, 2012; - 63 s.
  10. Grigorev, SI. Regionalnyie sotsiologicheskie shkolyi v Sibiri: tendentsii razvitiya vo vtoroy polovine XX veka – nachala XXI stoletiya. Preprint. Barnaul – Novosibirsk – Krasnoyarsk, 2008; - 27 s.
  11. Pedagogicheskiy potentsial obrazovatelnyih uchrezhdeniy sovremennoy Rossii: problemnoe pole 2012 goda (materialyi Vserossiyskogo «kruglogo stola» obrazovatelnoy obschestvennosti Rossii). Red. S.I. Grigorev. – M.: Izd. MFSPiK, 2012; - 38 s.
  12. Grigorev, SI. Sotsiologicheskie osnovyi vitalistskoy demografii rossiyskogo obschestva nachala XXI veka. Preprint. – M.: Izd. OAO «VTsUZh», 2011; - 28 s.
  13. Grigorev, SI. Bazovyie kategorii vitalistskoy noosfernoy sotsiologii nachala XXI veka. - M.: Izd. «Rusaki», 2012; - 43 s.
  14. Sotsialnoe obrazovanie Rossii XXI veka: traditsii i vyizovyi vremeni, dostizheniya i problemyi. Red. V.I. Zhukov i S.I. Grigorev. – M.: Izd. RGSU, 2006; - 462 s.
  15. Grigorev, SI., Marchenko Yu.G. Ekologicheskaya kultura noosfernoy tsivilizatsii: osnovyi sohraneniya i razvitiya zhiznennyih sil cheloveka i obschestva v Rossii nachala XXI veka. Preprint. – M._ Novosibirsk, 2009; - 35 s.
  16. Kachestvo sotsiologicheskogo obrazovaniya: problemyi i resheniya. Red. V.I. Dobrenkov. – M.: Izd. Kn.dom «Universitet», 2007; - 311 s.
  17. Sotsialnaya i pedagogicheskaya effektivnost natsproekta «Molodezh Rossii». Preprint. Red. SI Grigorev. – M.: Izd. RGSU, 2010; - 49 s.