Трансформация ценностных ориентаций постсоветской студенческой молодежи

Смехнова Г.П.
Доцент кафедры философии, истории и права Финансового университета при Правительстве РФ, Барнаульский филиал (Алтайский край), кандидат социологических наук, доцент

Smehnova, G P.
Associate Professor, Chair of Philosophy, History and Law, Financial University by the Government of the Russian Federation, Branch in Barnaul

 

Трофимова Р.А.Трофимова Р.А.
Первый проректор по учебной работе Алтайской государственной академии культуры и искусств, доктор социологических наук, профессор

Trofimova, R A
First vice-rector of the Altai State Academy of Culture and Arts, Doctor of Social Sciences, Professor

 

УДК 316.346.32

Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Студенчество как носитель более высокой социальной активности, способности быстро адаптироваться к обстоятельствам жизни как носитель нравственных и социально- политических проблем и противоречий.
Предмет исследования.

Теоретическая сторона предмета. Ценности личности как системообразующие ориентации. определяющие направленность личности, ее интересов и устремлений. Трансформация системы ценностей в условиях реформ. Два класса ценностей: смысложизненные ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные).

Эмпирическая сторона предмета. Исследование (2012/13 гг.). Ранжирования терминальных ценностей (средние значения для сравниваемых групп: 1 курс / 4 курс):

Приоритет: «Безопасность семьи и близких» - 5,80 к 6,10. Вторая позиция: «Смысл жизни» - 4,9 к 5,9. Третья позиция: «Дружба» - 4,85 к 4,85.

Высокое место занимает «Богатство» - 4,25 к 3,75. На этом же уровне «Мудрость» - 4,05 к 4,32 и несколько уступает «Духовная жизнь» - 3,65 к 3,90. Достаточно низкие показатели по «Уважению традиций» - 3,20 к 3,33 и «Общественному признанию» - 3,30 к 2,75. Мало интересна ценность «Власти» - 2,85 к 2,43 и почти не интересно «Творчество» - 2,65 к 2,95.

Такие важнейшие жизненные опоры личности как уважение традиций, чувство общности, безопасность нации, стабильность общества, авторитет занимают нижние позиции в иерархии ценностей.

По сравнению с исследованиями 1988 г. произошли разительные снижения базовых ценностей; желание «приносить пользу окружающим» деградировало - в 10 раз; «стремление помогать людям» - снизилась - в 6 раз. Сформировалась идеология индивидуализма, вытеснив коллективизм. Значительно ослаблены межличностные и групповые связи, прогрессирует готовность к конфликтности, утрачены установки на социальную ответственность. Главная причина деградации системы ценностей: упразднение института воспитания. Роль государства и гражданского общества заняли «масс-медиа». Итог: расцвет гедонизма, эгоцентризма, меркантилизма, карьеризма, агрессии, безответственности, культа насилия и неконтролируемой сексуальности.

Цель. Целью нашего исследования является изучение иерархии терминальных ценностей студентов.

Общая направленность статьи. В статье представлен сравнительный анализ трансформации терминальных ценностей студентов первого и четвертого курсов, обусловленный сменой социально-экономических и политических отношений в России. Для анализа был адаптирован опросник ценностей Ш. Шварца, с помощью которого были исследованы приоритетные предпочтения современного студенчества. Сформулирован вывод о том, что большой разницы в ценностных предпочтениях первокурсников и четверокурсников не просматривается. Лидирующее положение в обеих группах занимают ценности семьи, внутренней гармонии, чувства собственного достоинства, свободы. Такие важнейшие жизненные опоры личности как уважение традиций, чувство общности, безопасность нации, стабильность общества, авторитет занимают нижние позиции в ценностной иерархии студентов. Основной вектор трансформации терминальных ценностей студенческой молодежи направлен в сторону вытеснения общественно значимых ценностей индивидуалистическими, характеризующимися эгоистическими устремлениями молодого поколения. Одной из причин такой трансформации является «успешное» выполнение воспитательной функции «масс-медиа».

Вывод: необходима коррекция социальной политики государства, формирование идеологии общества, усиление роли образования и науки.

Ключевые слова: ценностные ориентации, студенческая молодежь, иерархия ценностей, социальная справедливость, общественное признание, безопасность общества, социально-политическая активность.

Abstract

Object. Students as a carrier of higher social activity, the ability to quickly adapt to the circumstances of life as the bearer of moral and socio-political problems and contradictions.

Subject of study.

Theoretical side of the subject. Value of the individual as the backbone orientation. determining the direction of the person, their interests and aspirations. Transformation of the system of values in terms of reforms. Two classes of values: values smyslozhiznennye target (terminal) and values-means (instrumental).

Empirical side of the subject. Study (2012/13).. Ranking of terminal values (mean values for the comparison groups: 1 year / 4 year):

Priority: "Safety family and loved ones" - 5.80 to 6.10. Second position: "The Meaning of Life" - 4.9 to 5.9. Third position: "Friendship" - 4.85 to 4.85.

Higher place "Wealth" - 4.25 to 3.75. At the same level of "Wisdom" - 4.05 to 4.32 and is slightly inferior to "Spiritual Life" - 3.65 to 3.90. Sufficiently low rates of "respect for tradition" - 3.20 to 3.33, and "Public Recognition" - 3.30 to 2.75. Little interest value "the Government" - 2.85 to 2.43 and almost no interest "Creativity" - 2.65 to 2.95.

These essential life support person as respect for tradition, a sense of community, security of the nation, the stability of society, authority occupy lower positions in the hierarchy of values.

Compared with studies in 1988 there have been dramatic reduction of core values; desire "to benefit the" degraded - 10 times; "The desire to help people" - declined - 6 times. The ideology of individualism, collectivism ousted. Significantly reduced interpersonal and group communication, willingness to conflict progresses, lost installation on social responsibility. The main reason for the degradation of value systems: the abolition of the institution of education. Role of the state and civil society took the "media." Bottom line: the rise of hedonism, self-centeredness, mercantilism, careerism, aggression, irresponsibility, the cult of violence and uncontrolled sexuality.

Purpose. The aim of our study is to examine the hierarchy of terminal values of students.

The overall thrust of the article. The article presents a comparative analysis of the transformation of terminal values of first-and fourth-year, due to changing socio-economic and political relations in Russia. For the analysis of the questionnaire was adapted Schwartz values, by which have been investigated priority preferences of modern students. , A conclusion that the large difference in the value preferences of freshmen and fourth year is not visible. Leading position in both groups take the values of family, inner peace, self-esteem, freedom. These essential life support person as respect for tradition, a sense of community, security of the nation, the stability of society, authority occupy lower positions in the hierarchy of values students. The main vector of transformation of terminal values of students directed toward socially significant displacement individualistic values, characterized by selfish aspirations of the younger generation. One reason for this transformation is "successful" implementation of the educational function of "media."

Conclusion: a correction of the social policy of the state, the formation of the ideology of society, strengthening the role of education and science.

Key words: value orientations, students' young people, hierarchy of values, social justice, public recognition, public security, social and political activity.