Социозащитное учреждение как фактор нравственного развития подростков

Сикорская Л.Е.Сикорская Л.Е.

Профессор кафедры психологии и педагогики, Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы, Доктор педагогических наук

Sikorskaya, L E

Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Institute of retraining and advanced training of managers and specialists of the social protection of the population of the city of Moscow, Doctor of Education

Колобова Г.Б.

Аспирант кафедры педагогики и психологии Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы

Kolobova, G B

Graduate student of the Department of Psychology and Pedagogy the Institute of retaining and rising qualification of leading staff and specialists of social-protection system the city population of Moscow

 

Рубрика: Социальная педагогика

УДК: 376.6

Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Процесс нравственного развития подрастающего поколения; процессы социализации молодежи; системе педагогических воздействий в аспекте воспитательной, адаптивной, профилактической и образовательной функции.
Предмет исследования.

Теоретическая сторона предмета. Социокультурные процессы и психологические закономерности подростковой среды как предмет и сфера деятельности учреждений социальной защиты.

Главные проблемы: нарушение или полное отсутствие у подростков семейных связей; неадекватный выбор референтной подростку группы. Негативная деятельность СМИ, молодежных интернет - порталов, по привитию ложных ориентиров и ценностей. Главной задачей социозащитного учреждения, в этой связи, выступает вооружение подростков конструктивными способами добычи и освоения информации, воспитание широты взглядов, гибкости мышления и развитие способностей к установлению причинно-следственных связей и самоанализу, и самопознанию.

Структурные компоненты программы и психолого-педагогических методик в работе учреждений социальной защиты:

  • коррекция умений общения;
  • привитие знаний и умений в области конфликтологии;
  • навыки в разрешении внутриличностных конфликтов;
  • выработка позиций по отношению к нравственным параметрам взаимодействия с людьми.

Цель. Разработка программы и содержания деятельности учреждений социальной защиты подростков и коррекция методологии и методической системы работы социозащитных учреждений.

Общая направленность статьи. Современный столичный мегаполис является важнейшим источником и инструментом социализации подростка, несущим в себе как позитивные, так и негативные преобразования личности. В данной статье приведены педагогические возможности социозащитных учреждений, позволяющие минимизировать негативные влияния среды и максимально использовать потенциал позитивных тенденций окружающего подростка социума.

Ключевые слова: нравственное развитие, учреждение социальной защиты, педагогическая поддержка.

Список литературы

  1. Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Дисс. докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1979. – 43 с.
  2. Борискина А.А. Формирование нравственных позиций подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений московского мегаполиса. Монография. Университет РАО, 2011.
  3. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя: Монография. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 148 с.
  4. Копытин А.И., Дж. Платтс. Руководство по фототерапии. М.: Когнито-Центр, 2009.
  5. Макаренко А.С. Соч. в 5-ти т./Под ред. А. Терновского. – М.: Правда, т.5 1957 – 424 с.
  6. Мкртумова И.В. Дихотомия типов девиации в различных социальных институтах: специфика и особенности социальной конструкции// Вестник МНЭПУ. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – с. 33-45.
  7. Мкртумова И.В. Культура и девиация: к вопросу о генезисе моделей социальной конструкции девиации // Поиск (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). М.: Правительство Москвы, 2009. №2 (22). С. 32–37. (Реф. ВАК)
  8. Мухина Л.С. Личность. Мифы и реальность. Екатеринбург: ИнтелФлай,2007. – 1088с.
  9. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп.:– М.: Изда

Abstract

Object. Process of moral development of the younger generation; the socialization of young people; system of pedagogical influences in terms of educational, adaptive, preventive and educational functions.
Subject of study.

Theoretical side of the subject. Sociocultural processes and psychological patterns of adolescent environment as a subject and scope of social protection institutions.

Main issues: violation or no family ties among adolescents; inappropriate choice of the reference group of teenager. Negative media activities, youth Internet - portals to instil false aspirations and values. The main task sotsiozaschitnogo institutions in this regard, acts adopted adolescents constructive ways of production and development information, education mindedness, flexibility of thinking and development ability to establish causal relationships and self-awareness and self-knowledge.

Structural components of the program, psychological and pedagogical methods in the institutions of social protection:

  • communication skills correction;
  • to impart knowledge and skills in the field of conflict resolution;
  • skills in intrapersonal conflict resolution;
  • developing attitudes towards moral parameters of interaction with people.

Purpose. Program development and maintenance of institutions of social protection of adolescents and correction methodology and methodical system of sotsiozaschitnyh institutions.

The overall thrust of the article. Modern metropolitan metropolis and is a major source of socialization tool teenager carrying a both positive and negative personality transformation. This article presents the pedagogical possibilities sotsiozaschitnyh institutions that minimize the negative influence of the environment and to maximize the potential positive trends surrounding adolescent society.

Keywords: moral development, social-protection institute, pedagogical support.

References

  1. Bondarevskaya, E V. Formirovanie nravstvennogo soznaniya starshih shkolnikov. Diss. dokt. Ped. Nauk. – Rostov-na-Donu, 1979. – 43 s.
  2. Boriskina, A A. Formirovanie nravstvennyih pozitsiy podrostkov v usloviyah polikulturnoy sredyi detskih obrazovatelnyih uchrezhdeniy moskovskogo megapolisa. Monografiya. Universitet RAO, 2011.
  3. Vershinina, L V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovaniya: tsennostnoe soznanie uchitelya: Monografiya. – Samara: Izd-vo SGPU, 2003. – 148 s.
  4. Kopyitin, A I, Dzh. Platts. Rukovodstvo po fototerapii. M.: Kognito-Tsentr, 2009.
  5. Makarenko, A S. Soch. V 5-ti t./Pod red. A. Ternovskogo. – M.: Pravda, t.5 1957 – 424 s.
  6. Mkrtumova, I V. Dihotomiya tipov deviatsii v razlichnyih sotsialnyih institutah: spetsifika i osobennosti sotsialnoy konstruktsii// Vestnik MNEPU. – M.: Izd-vo MNEPU, 2008. – s. 33-45.
  7. Mkrtumova, I V. Kultura i deviatsiya: k voprosu o genezise modeley sotsialnoy konstruktsii deviatsii // Poisk (Politika. Obschestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kultura). M.: Pravitelstvo Moskvyi, 2009. #2 (22). S. 32–37. (Ref. VAK)
  8. Muhina, L S. Lichnost. Mifyi i realnost. Ekaterinburg: IntelFlay, 2007. – 1088s.
  9. Holostova, E I. Sotsialnaya rabota s dezadaptirovannyimi detmi: Uchebnoe posobie. - 3-e izd. Pererab. i dop.:– M.: Izda