Образование как системообразующий фактор стратегии развития России в XXI веке

Субетто Александр Иванович

Субетто Александр Иванович

Президент Ноосферной общественной академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, доктор философских наук, профессор

Alexander I. Subetto

President Noospheric Public Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Economics, Ph.D., professorFirst Vice-President of the Russian Center of Parliamentarism

Рубрика: Общество, человек, образование

УДК: 165.2

Текст статьи полностью

Аннотация

Объект. Образования как системообразующий фактор культуры и инновационной среды общества

Предмет. Образование как научно-мировоззренческая, культурная и нравственная система общества.

Проблема отказа от «пирамидальной» системы образования, ориентированной на образовательную сегрегацию по фактору богатства и обеспечение равного доступа к высококачественному образованию, построенному на принципе равных образовательных возможностей.

Процессы революционных изменения современного общества: системная революция общества, гуманитарные революционные изменения, интеллекто-инновационная революция, квалитативная революция («революцию качества»), образовательная революция. Процесс становления научно-образовательного общества в новой парадигме профессионализма, замещение узко-специализированного профессионализма - профессионализмом энциклопедическим.

Методология. 1. Системообразующая роль образования в обществе и культуре. 2. Отказ от варварской модернизации, - ориентация на «концепцию опережающего развития России на базе образовательной и научно-инновационной политики» 3. Экономика образования должна соответствовать миссии образования, а не образовние – миссии экономики. 4. Преодоление накопленных в ходе реформ деформаций цивилизационного ядра. Преодоление совокупных катастроф: а) в социально-экономической сфере, в финансовой системе, в технологической, и социальной сфере. Преодоление социально-нравственной катастрофы (криминализация; наркотизация; антисоциальные модели поведения населения. Замещение в массовом сознании социальных и патриотических ценностей антисоциальными и антипатриотическими.

Цель. Формирование системы образования как ядра культуры, нравственного строя и духовного сознания общества.

Ключевые слова: социальное качество жизни, образование, нравственный строй общества, духовное ядро общества, системообразующий фактор

Список литературы

  1. Смолин, О.Н. Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство/ О.Н. Смолин, Текст/ 2-е изд. перераб., и доп. – М.: ИКП «Академ-книга», 2014. – 1120с.
  2. Субетто, А.И. Битва за высшее образование России (1992 – 2003)/ А.И.Субетто, В.В.Чекмарев, Текст. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. – 310с.
  3. Субетто, А.И. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке/ А.И.Субетто, Г.М.Иманов, Текст. – СПб.: Астерион, 2008. – 310с.
  4. Субетто, А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив/ А.И.Субетто, Текст. – М.: Исследоват. центр Гособразования СССР, 1990. – 84с.
  5. Научно-образовательное общество как носитель реализации императива экологического выживания человечества в XXI веке: Коллективная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2014. – 150с.
  6. Панарин, А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке/ А.С.Панарин, Текст. – М.: «Логос», 1998. – 392с.
  7. Субетто, А.И. Ноосферно-научные и духовно-нравственные основания выживания человечества в XXI веке (научный доклад на V Всемирный Научный Конгресс)/ А.И.Субетто, Текст/ Под науч. ред. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2013. – 20с.
  8. Комаров, В.Г. Правда: онтологическое оправдание социального разума/ В.Г.Комаров, Текст/ Под ред. В.Я.Ельмеева. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 556с.
  9. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. – М.: Политиздат, 1976. – 247с.
  10. Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания// Вопросы философии. – 1983. – №2;// Системные исследования. Методологические проблемы (Ежегодник). – М.: Наука, 1984. – с. 7 – 31
  11. Ноосферное образование в евразийском пространстве: Коллективная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. – 688с.
  12. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том второй. От ноосферного образования – к ноосферной России (Коллективная монография). В 2-х кн./ Под науч. ред. А.И.Субетто, В.Г.Егоркина. – СПб.: Астерион, 2010. – 368с.; 380с. (Общ. – 748с.)
  13. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том третий. (Коллективная научная монография)/ Под науч. ред. А.И.Субетто, В.Г.Егоркина. – СПб.: Астерион, 2011. – 412с.; 404с. (Общ. – 816с.)

Abstract

Object. Education as a factor sistemobrazuyuschy culture and innovative environment of society

Subject. Education as a scientific worldview, cultural and moral system of society.

The problem of rejection of "pyramid" of the education system, focused on educational segregation factor of wealth and ensuring equal access to quality education, based on the principle of equal educational opportunities.

Processes revolyuschionnyh changes of modern society: systemic revolution society gumanitranye revolutionary changes intellektno and innovation revolution, the qualitative revolution ("quality revolution"), an educational revolution. Process of becoming a scientific and educational society in the new paradigm of professionalism, substitution narrowly specialized professional - professionalism encyclopedic.

Methodology. 1. systemically important role of education in society and culture. 2. Waiver of barbaric modernization - focus on "the concept of priority development of Russia on the basis of educational, scientific and innovation policy"
3. Economics of Education must comply with the mission of education, not obrazovnie - Mission economy. 4. Overcoming accumulated in the course of reforms deformation of the nucleus of civilization. Overcoming total disaster: a) the socio-economic sphere, in the financial system, technological, and social sphere. Overcoming social and moral disaster (criminalization; anesthesia; antisocial behavior patterns of the population. The substitution in the mass consciousness of social and patriotic values antisocial and anti-patriotic.

Purpose. Formation of abrazovanie as core culture of moral order and the spiritual consciousness of society..

Keywords: social quality of life, education, and moral order of society, the spiritual core of society, system factor

References

  1. Smolin, O.N. Obrazovanie – dlya vseh: Filosofiya. Ekonomika. Politika. Zakonodatelstvo/ O.N.Smolin, Tekst/ 2-e izd. pererab., i dop. – M.: IKP «Akadem-kniga», 2014. – 1120s.
  2. Subetto, A.I. Bitva za vyisshee obrazovanie Rossii (1992 – 2003)/ A.I.Subetto, V.V.Chekmarev, Tekst. – SPb. – Kostroma: KGU im. N.A.Nekrasova, 2003. – 310s.
  3. Subetto, A.I. Obrazovatelnoe obschestvo kak forma realizatsii strategii razvitiya obrazovaniya v XXI veke/ A.I.Subetto, G.M.Imanov, Tekst. – SPb.: Asterion, 2008. – 310s.
  4. Subetto, A.I. Operezhayuschee razvitie cheloveka, kachestva obschestvennyih pedagogicheskih sistem i kachestva obschestvennogo intellekta – sotsialisticheskiy imperativ/ A.I.Subetto, Tekst. – M.: Issledovat. tsentr Gosobrazovaniya SSSR, 1990. – 84s.
  5. Nauchno-obrazovatelnoe obschestvo kak nositel realizatsii imperativa ekologicheskogo vyizhivaniya chelovechestva v XXI veke: Kollektivnaya monografiya/ Pod nauch. red. A.I.Subetto. – SPb.: Asterion, 2014. – 150s.
  6. Panarin, A.S. Revansh istorii: rossiyskaya strategicheskaya initsiativa v XXI veke/ A.S.Panarin, Tekst. – M.: «Logos», 1998. – 392s.
  7. Subetto, A.I. Noosferno-nauchnyie i duhovno-nravstvennyie osnovaniya vyizhivaniya chelovechestva v XXI veke (nauchnyiy doklad na V Vsemirnyiy Nauchnyiy Kongress)/ A.I.Subetto, Tekst/ Pod nauch. red. L.A.Zelenova. – SPb.: Asterion, 2013. – 20s.
  8. Komarov, V.G. Pravda: ontologicheskoe opravdanie sotsialnogo razuma/ V.G.Komarov, Tekst/ Pod red. V.Ya.Elmeeva. – SPb.: SPbGU, 2001. – 556s.
  9. Kuzmin V.P. Printsip sistemnosti v teorii i metodologii K.Marksa. – M.: Politizdat, 1976. – 247s.
  10. Kuzmin V.P. Razlichnyie napravleniya razrabotki sistemnogo podhoda i ih gnoseologicheskie osnovaniya// Voprosyi filosofii. – 1983. – #2;// Sistemnyie issledovaniya. Metodologicheskie problemyi (Ezhegodnik). – M.: Nauka, 1984. – s. 7 – 31
  11. Noosfernoe obrazovanie v evraziyskom prostranstve: Kollektivnaya monografiya/ Pod nauch. red. A.I.Subetto. – SPb.: Asterion; Kostroma: Izd-vo KGU im. N.A.Nekrasova, 2009. – 688s.
  12. Noosfernoe obrazovanie v evraziyskom prostranstve. Tom vtoroy. Ot noosfernogo obrazovaniya – k noosfernoy Rossii (Kollektivnaya monografiya). V 2-h kn./ Pod nauch. red. A.I.Subetto, V.G.Egorkina. – SPb.: Asterion, 2010. – 368s.; 380s. (Obsch. – 748s.)
  13. Noosfernoe obrazovanie v evraziyskom prostranstve. Tom tretiy. (Kollektivnaya nauchnaya monografiya)/ Pod nauch. red. A.I.Subetto, V.G.Egorkina. – SPb.: Asterion, 2011. – 412s.; 404s. (Obsch. – 816s.)