Проблемы социального равенства и справедливости

Григорьев Святослав ИвановичГригорьев С.И.
заместитель генерального директора Всероссийского центра уровня жизни, вице-президент Российской социологической ассоциации, член-корреспондент РАО, доктор социологических наук, профессор.

Grigor’yev, SI
Deputy Director General of the All-Russia Centre of Living Standard PLC, Vice President of the Russian Sociological Association, Corresponding Member of the RAE, Doctor of Sociology, Professor

Миронова С.В.Миронова С.В.
доцент кафедры общей социологии факультета социологии Алтайского государственного университета, кандидат социологических наук.

Mironova, SV
Associate Professor, of the Chair of General Sociology, Faculty of Sociology, Altay State University, PhD in Sociology

Мартынова М.Ю. Мартынова М.Ю.
профессор Российского государственного социального университета, доктор политологических наук.

Martynova, MYu
Doctor of Political Sciences, Professor, Russian State Social University. 

Толстых Г.В.
заведующий Отделом Института экономики регионального развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, доктор исторических наукTolstykh, GV

Tolstykh, GV
Head of the Department of the Institute of Economics of Regional Development of the North-Eastern Federal University named after MK Ammosov, Ph.D in Philosofy

УДК 316.012

Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Факторы, стимулирующие новый цивилизационный тип общества. Новые формы сочетания глобального, «национального» и «регионального» в развитии человека и общества.

Предмет. Усложнение процесса развития человека в обществе. Направления роста и формы социальной динамики. Изменение структуры, характера и динамики социальных отношений. Трансформация образа жизни основных групп населения. Изменение формы и содержания деятельности, востребованной в профессиональной, общественной и социальной жизни. Актуализация задач управления социальным развитием, развитием культуры и уровня безопасности жизни.

Смена доминирующей парадигмы в общественной жизни и общественном сознании экономоцентризма, рыночных приоритетов, приоритетами образовательного общества. Социальные последствия глобализации информации и коммуникаций. Процесс формирования новой социальной культуры. Переход от традиционного общества – к потребительскому, а от него - к ноосферному обществу знаний, обществу образования.

Цель. Описание процесса смены типа цивилизационного развития человечества и становления новой модели общества: «образовательного»

Направление теоретического анализа. Основное содержание. В настоящей публикации представлены важнейшие выводы авторов по результатам концептуальных, теоретико-методологических и прикладных, эмпирических исследований рубежа XX-XXI веков о стратегических изменениях в осмыслении проблем справедливости в современном обществе на фоне роста глобальных и локальных рисков для жизни людей планеты Земля и в Космосе. Основной вывод: смена типа цивилизационного развития человечества, становления образовательного общества, развитие цивилизации, управляемой социоприродной эволюции, ноосферной модели его развития. Обосновываются новые базовые основания, критерии определения справедливости на основе развития культурвитализма как социальной метатеории и социологии жизненных сил человека и общества, виталистской социологической парадигмы.

Ключевые слова: глобализация, глобальные риски, жизненное пространство общества и человека, жизненные силы общества и человека, базовые социальные отношения, политические отношения в обществе, экономические отношения в обществе, социально-бытовые отношения в обществе, духовно-культурные отношения в обществе, социально-экологические отношения в обществе, жизненные ресурсы общества и человека, образовательное общество, ноосферное общество, общество знаний, экономика знаний, «зеленая экономика», социальное положение человека, социальная роль человека, социальное равенство, социальное неравенство, социальная справедливость, социальная несправедливость, основания справедливости.

Abstract

Object. The factors stimulating a new civilization type of society. New forms of a combination of the global, national and regional in the development of the person and societies.

Subject. Complicating development of the person in society. Directions of growth and forms of social dynamics. Changing structure, character and dynamics of the social relations. Transformation of a way of life of the main groups of the population. Changing of the form and content of the activity demanded in professional, public and social life. Updating problems of management by social and cultural development and the level of safety of life.

Changing a dominating paradigm in public life and public consciousness of an ekonomotsentrizm, market priorities, priorities of educational society. Social consequences of the global information and communication. Process of formation of new social culture. Transition from traditional society – to consumer, and from it - to noospheric society of knowledge, education society.

Purpose. The description of process of change like civilization development of humanity and formation of new model of society: «educational»

Direction of the theoretical analysis. Main contents. The most important conclusions of the authors are presented in the publication as results of conceptual, theoretical and methodological and applied, empirical researches at the turn of the 21st century about strategic changes in judgment of problems of justice in modern society against growth of global and local risks for life of people of the Earth and in Space. Main conclusion: changing the type of civilization development of humanity, formation of educational society, development of a civilization of operated socionatural evolution, a noosphere model of its development. The new basic grounds, criteria of determination of justice on the basis of culturevitalism as social metatheory and sociology of vital forces of the person and society, the vitalistsky sociological paradigm.

Keywords: global risks, vital space of society and the person, vital forces of society and the person, the basic social relations, the political relations in society, the economic relations in society, the social relations in society, the spiritual and cultural relations in society, the social-and-ecological relations in society, vital resources of society and the person, educational society, noosphere society, society of knowledge, economy of knowledge, «green economy», a social status of the person, a social role of the person, social equality, a social inequality, social justice, social injustice, the justice bases