Интеллектуальные функции чувственной стороны ума

Артамонов Геннадий Николаевич

Артамонов Геннадий Николаевич

Заместитель главного редактора журнала «Уровень жизни населения регионов России», кандидат философских наук, доцент

Gennady N. Artamonov

Deputy Editor-in-Chief of the journal «Living Standards of the Population in the Regions of Russia», PhD, Associate Professor

Рубрика: Интеллект - системная организация сознания

УДК: 165.2

Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Высшие чувства и их роль в познании.

Предмет исследования. Гностические функции высших чувств. Различие суждений и суждений чувств. Природа и способность чувств в трансформации смыслов, сворачивании и разворачивании смысловых образований. Выводы чувств: 1) чувственные оценки; 2) композиция чувственных оценок в позицию личности; 3) стратегия чувственных отношений. Связь чувственных и волевых процессов в интеллектуальной деятельности: 1) волевое решение, установка, цель; 2) сетевая последовательность – линия решений, матрица смыслов и действий; 3) замыслы, планы, стратегия и тактика интеллектуального поведения.

Уровень осознанности смыслов в чувстве. Проекции рассудка, разума и мировоззрения в чувствах. Дополнительность двух семантик (чувства и ума) друг другу. Чувственно-смысловой эйдос в деятельности рассудка.

Роль интеллектуальных чувств Различие между смыслами, выраженными умом и чувствами. Чувственная реструктуризация смыслов. Доводы сердца: имеют императивный характер в моральных, эстетических, культурных, социальных, совестных, духовных рассуждениях. Смысловые чувства: 1) включены в формы мышления как интеграторы смыслов, 2) являются личностными регуляторами смыслового содержания, 3) обеспечивают тонкую дифференциацию смыслов, 4) обеспечивают уравновешенность и многосторонность суждений и оценок, 5) допускают смысловую обработку высказываний с метафоричностью и неопределенностью, 6) обеспечивают возможность догадок, творческие инсайты, металогические переходы в рассуждении, 7) обеспечивают задачи гармонизации смыслов, определение меры, пропорций, сочетаемости, уместности, своевременности, корректности, полезности, практичности, оригинальности.

На интеллектуальные чувства возлагаются задачи ценностных оцениваний (степени, приоритеты, тождества и различия и т.д.), сравнения разнокатегорийных качеств, задачи синтеза смыслов, задачи трансформации смыслов, использование косвенных смыслов, наряду с прямыми, понимание метафорических и приточных смыслов.

Цель. Описание гностических функций и когнитивной роль высших чувств в интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальные чувства, гностическуие функции, познавательная деятельность чувств, чувственный эйдос, гармонизация смыслов, металогические переходы, поэзия понятий.

Список литературы

  1. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: 2000, 104.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психология. СПб., Питер, 1998, 587.
  3. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., Изд-во Русск. христианск. гум. ин-та, 1997, 83.
  4. Библия. Книга Иисуса сына Сирахова; 21, 29.
  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1997.
  6. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред. А.В. Петровский, Л.А. Карпенко. М. – СПб., ПЕР СЕ, 2003, 198.
  7. Изард К.Е. Эмоции человека. М., МГУ, 1980, 70.
  8. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV—первая половина VII в. М., 1984.
  9. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., Прогресс-Традиция, 2003, 35.
  10. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. М., Фолио, 2000, 33.
  11. Делез Ж. Логика смысла // Theatrum philosophicum. М., Раритет, 1998, 365.
  12. Кант И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1964, Т.3, 221.
  13. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М., Смысл СПб., ПИТЕР. 2004, 90.
  14. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб/ Наука, 1995, 294.
  15. Кузнецов Б.Г. Поэзия логики и логика поэзии. / Вопросы философии. 1975, № 10.
  16. Ильин И.А. Путь к очевидности. Мыслители ХХ века. М., 1993, 164.
  17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Основы психологической антропологии. М., Школа—Пресс, 1995, 274.

Abstract

Object. Higher senses and their role in cognition.

Subject of Study. Gnostic functions of higher feelings. The difference judgments and judgments of the senses. Nature and spobonost feelings in the transformation of meanings, folding and unfolding of semantic entities. Conclusions feelings: 1) sensory evaluation; 2) the composition of sensory evaluations in the position of the person; 3) the strategy of sense relations. Communication sensual and volitional processes in intellectual activities: 1) a willful decision, setting, purpose; 2) Network sequence - a line of decisions, the matrix smysol and actions; 3) intentions, plans, strategies and tactics of intelligent behavior.

Level of comprehension of the meaning to life. Projection of mind, philosophy of mind and feelings. Two additional semantics (the senses and the mind) to each other. Sensory-semantic eidos in the activity of reason.

The role of the intellectual difference between the meanings of feelings expressed by the mind and senses. Sensual restructuring meanings. Reasons of the heart: have a moral imperative nature, aesthetic, cultural, social, conscientious, spiritual reasoning. Semantic senses: 1) included in the forms of thought as integrators of meanings, 2) are regulators of personal semantic content, and 3) provide a subtle differentiation of meaning, 4) provide balance and versatility of judgments and estimates, 5) allow for semantic processing of sentences with metaphors and uncertainties 6 ) allow speculation, creative insights, metalogical transitions in reasoning, 7) ensure the harmonization of the problem of meaning, definition of the measure, proportion, compatibility, relevance, timeliness, correctness, usefulness, practicality, originality.

On intellectual feelings tasked value estimation (degree, priorities, identity and difference, etc.), comparisons raznokategoriynyh qualities synthesis problem of meaning, objectives transformation of meanings, the use of indirect meanings, along with direct understanding of metaphorical meanings and inlet.

Purpose. Description gnostic functions and cognitive role of higher feelings of intellectual activity.

Keywords: intellectual feelings gnosticheskuie function, cognitive activities of the senses, sensual eidos, harmonization meanings metalogical transitions, poetry concepts. 

References

  1. Mamardashvili M.K. Estetika myishleniya. M.: 2000, 104.
  2. Rubinshteyn S.L. Osnovyi obschey psihologiya. SPb., Piter, 1998, 587.
  3. Mamardashvili M.K. Psihologicheskaya topologiya puti: M. Prust «V poiskah utrachennogo vremeni». SPb., Izd-vo Russk. hristiansk. gum. in-ta, 1997, 83.
  4. Bibliya. Kniga Iisusa syina Sirahova; 21, 29.
  5. Golovin S.Yu. Slovar prakticheskogo psihologa. Minsk, 1997.
  6. Psihologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar v shesti tomah. / Red. A.V. Petrovskiy, L.A. Karpenko. M. – SPb., PER SE, 2003, 198.
  7. Izard K.E. Emotsii cheloveka. M., MGU, 1980, 70.
  8. Averintsev S.S. Evolyutsiya filosofskoy myisli // Kultura Vizantii. IV—pervaya polovina VII v. M., 1984.
  9. Gaydenko P.P. Nauchnaya ratsionalnost i filosofskiy razum. M., Progress-Traditsiya, 2003, 35.
  10. Trubetskoy S.N. Uchenie o Logose v ego istorii. M., Folio, 2000, 33.
  11. Delez Zh. Logika smyisla // Theatrum philosophicum. M., Raritet, 1998, 365.
  12. Kant I. Kritika chistogo razuma. M., Myisl, 1964, T.3, 221.
  13. Uznadze D.N. Obschaya psihologiya. M., Smyisl SPb., PITER. 2004, 90.
  14. Frank S.L. Predmet znaniya. Dusha cheloveka. SPb/ Nauka, 1995, 294.
  15. Kuznetsov B.G. Poeziya logiki i logika poezii. / Voprosyi filosofii. 1975, # 10.
  16. Il’in I.A. Put k ochevidnosti. Myisliteli HH veka. M., 1993, 164.
  17. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya cheloveka: Osnovyi psihologicheskoy antropologii. M., Shkola—Press, 1995, 274.