Интеллектуально-волевые функции ума

Артамонов Геннадий Николаевич

Артамонов Геннадий Николаевич

Заместитель главного редактора журнала «Уровень жизни населения регионов России», кандидат философских наук, доцент

Gennady N. Artamonov

Deputy Editor-in-Chief of the journal «Living Standards of the Population in the Regions of Russia», PhD, Associate Professor

Рубрика: Интеллект - системная организация сознания

УДК: 165.2

Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Волевые процессы, функционирующие внутри умственной и чувственной сферы, как интеллектуально-волевая сторона ума.

Предмет исследования. Внутреннее единство мышления и деятельности. Чувственное опосредование воли как условие зрелости. Структурно-функциональные образования интеллектуальной воли: цели, мотивы, установки, стремления, склонности, интересы, знания, вера, убеждения, ценности, идеалы. Телеономические тенденции интеллектуальной воли. Рефлексия цели как основание устойчивой направленности интеллектуальной воли. Умственные стремления как избирательная направленность интеллекта. Намерения как акты целеполагания и первичного планирования. Доводы ума как синергийный эффект ума и воли и причинная основа волевого действия.

Теоретическая сторона предмета. Установка, опыт и мера осознанности. Смысловые установки. Рефлексия, контроль, регуляция, опыт. Интеллектуальная воля и процесс принятия решений. Связь волевого сознания с направленность личности. Жизненные задачи. Иерархическая структура целей и степень интегрированности личности. Конативный опыт как свернутый, редуцированный опыт волевого сознания. Метаконативный опыт и процесс саморегуляции установок. Помыслы как мотив. Помыслы как особую форма мысли «мысль-забота», «мысль-сочувствие», «мысль-участие» - слитные образования ума с чувством и волевой предрасположенностью.

Интерес как мотив. Волевая регуляция интереса. Высшие ментальные образования (мировоззрение, убеждение, идеалы) как мотивы. Вера как высшая степень убеждений. Вера как мотив и основание воли. Идеалы как мотивы. Идея как мотив. Убеждение как мотив. Волевое сознание. Биографическое волесознание. Умозрительная способность воли. Ценность и цели как мировоззренческая рефлексия. Убеждения как личностная и мировоззренческая функция воли. Проблема выбора в структуре опыта.

Цель. Теоретическое описание интеллектуальной воли с учетом системы ее функций и роли, как в познавательной деятельности, так и в личностном измерении.

Ключевые слова: интеллектуальная воля, цели, мотивы, установки, стремления, склонности, интересы, знания, вера, убеждения, ценности, идеалы, умственные стремления, волевого сознания, волевая регуляция интеллектуальной деятельности.

Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., Московский психолого-социальный институт. 2005, 381.
  2. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., Изд-во Русск. христианск. гум. ин-та, 1997, 140.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психология. СПб., Питер, 1998, 611.
  4. Платон. Парменид. Соч., Т. 2. Μ., Мысль, 1993, 410.
  5. Ильин И.А. Путь к очевидности. Мыслители ХХ века. М., 1993, 390.
  6. Эммонс Р.А. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. М., смысл. 2004, 39.
  7. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М., Смысл СПб., ПИТЕР. 2004, 146.
  8. Психологический словарь. / Ред. В.Н. Капорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. Ростов – на – Дону, 2004, 40.
  9. Большой психологический словарь. / Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., М., ОЛМА-ПРЕСС. 2005, 45.
  10. Платон. Парменид. Соч., Т. 2. Μ., Мысль, 1993, 351.
  11. Платон. Софист. Соч., т.2. Μ., Мысль, 1993, 277.
  12. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000, 778.
  13. Холодная М.А. Психология интеллекта. М., СПб., 2000, 207.
  14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Основы психологической антропологии. М., Школа—Пресс, 1995, 259.
  15. Несмелов В.Н. Наука о человеке. М., 2000.
  16. Эммонс Р.А. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. М., смысл. 2004, 172.
  17. Binswanger L. Being-in-world: Selected Papers of LBinswanger. N.Υ., 1963, р. 210.

Abstract

Object. Volitional processes that operate within the intellectual and sensual areas as intellectual and volitional side of the mind.

Subject of Study. The inner unity of thought and action. Voluptuous mediation will as a condition of maturity. Structural and functional intellectual education will: goals, motives, attitudes, aspirations, aptitudes, interests, knowledge, faith, beliefs, values, ideals. Teleonomic intellectual trends will. Reflection goals as the basis of sustainable intellectual orientation will. Mental aspirations as selective focus intelligence. Intentions as acts of goal-setting and initial planning. Arguments of the mind as a synergetic effect of the mind and the will and the causal basis of volitional action.

Theoretical Aspect of the Subject. The theoretical side of the subject. Installation, experience and measure awareness. Semantic unit. Reflection, control, regulation, experience. Intellectual freedom and decision-making process. Communication volitional consciousness and orientation of the individual. Life tasks. The hierarchical structure of objectives and the degree of integration of the individual. Connotative experience as convoluted reduced experience volitional consciousness. Metakonativny experience and the process of self-regulation systems. Thoughts as a motive. Thoughts as a special form of thought «thought-care», «thought-compassion», «thought-participation» - fused education of the mind with a sense of volition and predisposition.

Interest as a motive. Volitional regulation of interest. Higher mental education (worldview, beliefs, ideals) as motifs. Faith as the highest degree of belief. Faith as a motif and the base will. Ideals as motives. The idea as a motive. Conviction as a motive. Volitional consciousness. Biographical volesoznanie. Speculative ability will. Values and goals as ideological reflection. As personal beliefs and worldview will function. The problem of choice in the structure of experience.

Purpose. The theoretical description of the intellectual system, taking into account the will of its functions and roles in poznavatlenoy activities and in personal terms.

Keywords: intellectual freedom, goals, motivations, attitudes, aspirations, aptitudes, interests, knowledge, faith, beliefs, values, ideals, aspirations mental, volitional consciousness, volitional regulation of intellectual activity.

References

  1. Galperin P.Ya. Lektsii po psihologii. M., Moskovskiy psihologo-sotsialnyiy institut. 2005, 381.
  2. Mamardashvili M.K. Psihologicheskaya topologiya puti: M. Prust «V poiskah utrachennogo vremeni». SPb., Izd-vo Russk. hristiansk. gum. in-ta, 1997, 140.
  3. Rubinshteyn S.L. Osnovyi obschey psihologiya. SPb., Piter, 1998, 611.
  4. Platon. Parmenid. Soch., T. 2.
  5. Il’in I.A. Put k ochevidnosti. Myisliteli HH veka. M., 1993, 390.
  6. Emmons R.A. Psihologiya vyisshih ustremleniy. Motivatsiya i duhovnost lichnosti. M., smyisl. 2004, 39.
  7. Uznadze D.N. Obschaya psihologiya. M., Smyisl SPb., PITER. 2004, 146.
  8. Psihologicheskiy slovar’. / Red. V.N. Kaporulina, M.N. Smirnova, N.O. Gordeeva. Rostov – na – Donu, 2004, 40.
  9. Bolshoy psihologicheskiy slovar’. / Red. B.G. Mescheryakov, V.P. Zinchenko. SPb., M., OLMA-PRESS. 2005., 45.
  10. Platon. Parmenid. Soch., T. 2. Mysl’, 1993, 359.
  11. Platon. Sofist. Soch., t.2. Mysl’, 1993, 277.
  12. Krajg G. Psihologiya razvitiya. SPb., 2000, 778.
  13. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. M., SPb., 2000, 207.
  14. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya cheloveka: Osnovy psihologicheskoj antropologii. M., SHkola—Press, 1995, 259.
  15. Nesmelov V.N. Nauka o cheloveke. M., 2000.
  16. Platon. Sofist. Soch., t.2. Μ., Mysl’, 1993, 285.
  17. Binswanger L. Being-in-world: Selected Papers of LBinswanger. N.Υ., 1963, r. 210.