Полярность культур России и Европы

Артамонов Николай Геннадьевич

Артамонов Николай Геннадьевич
Первый вице-президент Российского центра Парламентаризма
Руководитель Департамента оборота ядерных материалов Международного Конгресса промышленников и предпринимателей

Nicholay G. Artamonov
First Vice-President of the Russian Center of Parliamentarism
Head of the Nuclear Materials Turnover Department of the International Congress of Industrialists and Entrepreneurs

Информация об авторе

Соискатель ученой степени кандидат экономических наук.

Страницы 29-52
УДК  316.733
Полный текст статьи

Аннотация

Объект. Исторические, социальные, культурные, нравственные, духовные процессы в русской и европейской культуре.

Предмет исследования. Полярность обычаев и законов. Нормативные комплексы и система ценностей традиционных обществ и гражданского общества. Диаметральность менталитета и психологии индивида (общества) в традиционных обществах и в гражданском обществе.

Методология анализа. Проблема истолкования законов и обычаев (однозначность/многозначность, устойчивость/ трансформативность). Проблема архитипичности и типичности в культуре. Диаметральность культуры обычая и культуры закона.

Культура обычаев: нет порядка введения; коллизия обязательной/ рекомендательной силы; отсутствие канонической формы. Связь обычаев не логична, а симфонична, допускает множество перестроек в последовательности, не определена по внутренней форме и содержанию. Структура обычаев: не статична, а динамична; трансформативна – изменчива; многовариантна по смыслам и значениям; не имеет однозначного нормативного истолкования. Каждый обычай отражен во многих иных обычаях – т.е. один обычай не устраним из контекства других. Обычай: разнотолкуем и разнозначен; разномасштабен (может минимизироваться или гиперболизироваться); не локализуем; имеет неограниченные способы исполнения. Обычай дает простор для раскрытия свободы внутреннего мира человека, но сковывает развитие социально-экономических и политико-правовых технологий.

Культура законов: имеет четкую формализованную внутреннюю и внешнюю структуру. Замкнут на соседние законы. Имеет строгую идентификацию как внутреннюю, так и со стороны других законов. Все толкования ограничены, каждое слово определено нормативной формулой. Конструктивен, способ применения и сочетания заранее задан. Имеет фиксацию границ и условий и степени, меры применения. Системно ориентирован в детально формализованном законодательстве. Способ и порядок использования процедурно определен. Закон определен по месту и времени действия, по кругу лиц и обстоятельств. Имеет четкий порядок введения и отмены.
Культура Европы. Духовное ядро – католицизм и протестантизм. Религия - межгосударственный институт. Монашество: монастыри ,удаленные от мирской жизни. Культура – срединного типа – рационалистическая. Стимулируется: социальный прогресс индивидуализм, корпоративная психология. Романизация европейских культур; приоритетное развитие средних областей культуры; сосредоточенность на «деталях». Культурный тип человека: «прометеевский». Идеальный тип власти: президент; парламент; муниципалитеты. Центр - лишь символ регионов. Принцип разделение властей.

Культура России.  Духовное ядро – религия. Религия - державный институт. Монашество: ордена активно действующие в социальной жизни. Культура – высшего типа – трансцендентальная. Стимулируется: духовное развитие соборность, общинная психология. Ренессанс византийско-русской культуры; отставание в средних областях культуры; сосредоточенность на абсолютном. Культурный тип человека: «мессианский», «иоаннический». Идеальный тип власти: монарх; соборы; вече, земства. Регионы – усиление и продолжение центра. Принцип единства власти.

Европа: регуляция времени. Сосредоточенность в будущем; настоящее посвящено будущему. Служебное время. Регламентация: поминутно. Регламент поведения задан протоколом и фирменным стилем, стандартом, обычаем. Редкие и краткие вкрапления полу личного общекультурного поведения. Компоновка служебного времени: плотная компоновка деловых событий. Равномерное размещение деловых потоков. Структуризация событий, атрибуция результатов этих событий, стандартизация процедур, традиционализация всех элементов деловых событий. Отношение к чужому времени: лимит корректности: от 1-2 мин. до 5-10 мин. общения. Цель всегда конкретизируется. Отношение к личному времени: предварено заранее планом. Среди разнообразных планов многие традиционализированы. Смены планов редки. Личное время редко жертвуется работе или случаю.

Россия: регуляция времени. Сосредоточенность в настоящем, сокрушение о прошлом, за которое расплачивается нынешними трудностями. Служебное время. Регламентация: от суток до недели-двух. Регламент поведения расформализован, вольный стиль с имитациями деловитости и полу стандартами протокола (начало и конец коммуникации). Компоновка служебного времени: разреженная компоновка и крайности: либо форсажный темп осуществления события, либо замедленный темп. Стихийность события доминирует над планированием. Рваный темп, импульсный режим. Нет четких структуаризаций, произвольный ход событий очень слабая атрибуция результатов. Нестандартность процедур. дистрофия элементов процедуры. Отношение к чужому времени: лимит корректности: от 10-15 мин. до 1,5-2 часов общения. Цель расплывчата и не всегда есть. Отношение к личному времени: планы редки, скорее намерения, рождающиеся в канун. Намерения не детализированы, легко меняются. Личное время часто заменяется домашней работой, часто жертвуется случаю. Сосредоточенность в прошлом или в будущем (глобальные периоды).

Цель. Аналитический обзор по проблемам культурно-цивилизационных полярностей Европы и России. Анализ фундаментальных проблем различий в менталитете, психологии, культурных традициях, нормативно-ценностных системах.

Ключевые слова: культурно-исторический тип; цивилизация; культура; типология культур; традиционное общество; гражданское общество; культура обычая; культура закона; менталитет; общественная психология; организационная культура; рационалистическая культура; трансцендентальная культура.

Abstract

Object. Historical, social, cultural, moral and spiritual processes in the Russian and European culture.

The subject of the study. The polarity of the customs and laws. Regulatory systems and values of traditional societies and civil society. Diametrically mentality and psychology of the individual (company) in traditional societies and in civil society.

The methodology of analysis. The problem of interpretation of the laws and customs (uniqueness / ambiguity, stability / Transformative). The problem is the archetypical and the typical culture. Diametrically cultural custom and culture of the law.
Culture practices: there is no order of administration; collision obligatory / recommendatory powers; lack of canonical form. Communication practices are not logical, and symphonic, allows many rearrangements in the sequence to be determined by the internal form and content. The structure of the customs: not static, but dynamic; Transformative - changeable; multivariant with meaning and significance; It has no clear normative interpretation. Each practice is reflected in many other customs - ie One custom is not eliminated from kontekstva others. Custom: raznotolkuem and raznoznachen; raznomasshtaben (can minimize or exaggerate); not localize; It has unlimited ways of execution. The custom of giving room for the disclosure of the inner world of human freedom, but constrains the development of socio-economic and politico-legal technologies.

Culture laws: has a clear formalized internal and external structure. Closed on neighboring laws. It has a strict identification of both internal and by other laws. All interpretations are limited, each word is defined regulatory formula. Constructive, and how to use a combination of pre-set. It has fixation limits and conditions and the extent of application steps. Systemically oriented detail formalized legislation. The method and procedure of using defined procedurally. The law defined the place and time of action, the circle of persons and circumstances. There is a clear procedure for the imposition and lifting.

Culture Europe. The spiritual core - Catholicism and Protestantism. Religion - international institutions. Monasticism: monasteries, far from worldly life. Culture - middle type - rationalist. Stimulates: social progress individualism, corporate psychology. Romanization of European cultures; the priority development areas of culture medium; focus on "details". Cultural type of person, "Promethean." The ideal type of power: the president; Parliament; municipalities. Center - a symbol of the region. The principle of separation of powers.

Culture of Russia. The spiritual core - Orthodoxy. Religion - the sovereign institution. Monasticism: Order active in social life. Culture - the highest type - transcendental. Stimulates: the spiritual development of collegiality, community psychology. Renaissance Byzantine-Russian culture; backlog in the fields of culture medium; focus on the absolute. Cultural type of person, "messianic", "ioannichesky." The ideal type of power: the monarch; Cathedrals; Chamber zemstvos. Regions - strengthening and continuation of the center. The principle of unity of power.

Europe: regulation time. The focus in the future; Currently on the future. Working hours. Regulation: the minute. Rules of Conduct set the protocol and corporate style, standard, custom. The rare and brief personal blotches floor general cultural behavior. Layout service time: dense arrangement of business events. Even distribution of business flows. Structuring event, attribution of results of these events, the standardization of procedures traditionalization all elements of business events. Relationship to other people's time: the limit of correctness: 1-2 min. 5-10 min. communication. The goal always is specified. Attitude to personal time: preceded by advance plan. Among the various plans of many traditsionalizirovany. Cut rare. Private rarely sacrificed work or event.

Russia: regulation time. The focus in the present crushing of the past, which is paying for the current difficulties. Working hours. Regulation: from days to a week or two. Rules of Conduct rasformalizovan freestyle with imitations of efficiency and semi protocol standards (the beginning and end of the communication). Layout service time: sparse layout and extremes: either afterburner pace of events, or a slow pace. Spontaneity event dominates planning. Ragged pace pulse mode. No clear struktuarizatsy, random course of events is very weak attribution results. Non-standard procedures. dystrophy elements of procedure. Relationship to other people's time: the limit of correctness: from 10-15 minutes. 1,5 - 2 hours communication. The goal is vague and do not always have. Attitude to personal time: plans are rare, more intent on the eve of being born. Intentions are not detailed, easy to change. Personal time is often replaced by homework, often sacrifice the occasion. The focus in the past or in the future (global periods).

Purpose. Analytical review of the problems of cultural and civilizational polarities of Europe and Russia. An analysis of the fundamental problems of the differences in mentality, psychology, cultural, legal and value systems.

Keywords: cultural-historical type; civilization; culture; typology of cultures; Traditional society; civil society; custom culture; Culture Law; mentality; social psychology; organizational culture; rationalistic culture; transcendental culture.

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Новый рационализм. М., 1987.
  2. Дугин А. Мистерии Евразии. М., 1996.
  3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1992.
  4. Карсавин Л.П. Малые произведения. М., 1994.
  5. Шантепи Д.П. История религий. Т. 1-2. / Общая ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей; ред. кн. С.Н. Трубецкого. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1899 / 1992.
  6. Шантепи Д.П. История религий. Т. 1-2. / Общая ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей; ред. кн. С.Н. Трубецкого. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1899 / 1992.
  7. Тихомиров Л.А. Религиозно философские основы истории. М., 1997.
  8. Савва, схиигумен. Опыт построения истинного миросозерцания. Паломник. 2000.
  9. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. Л., 1991.
  10. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. Л., 1991.
  11. Хомяков А.С. Работы по историософии. Т. 1, М., 1994.
  12. Хомяков А.С. Работы по историософии. Т. 1, М., 1994.
  13. Трубецкой С.Н. Соч. О природе человеческого сознания. М., 1994.
  14. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. М., Фолио, 2000. 656 с.
  15. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., Мысль. 1988.
  16. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: «Русская Идея», 2000.
  17. Тойнби А.Дж. Постижение истории М.: Издательство: Айрис-Пресс. 2002.
  18. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Правда, 1989.
  19. Коялович М.О. История русского самосознания. Минск, 1997.
  20. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.
  21. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: «Русская Идея», 2000.
  22. Хомяков А.С. Работы по историософии. Т. 1, М., 1994.
  23. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. - М., 1889. - Т.1.
  24. Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. - М., 1997.
  25. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Спб., 1992.
  26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008.
  27. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности. // «Аномалии личности». М., 1988, с. 58—59, 89-98.
  28. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  29. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.